Страничка педагога-психолога

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 

"Новогуровская средняя общеобразовательная школа"

Тульской области

Яндекс.Метрика

Страничка педагога-психолога

 

 

 

Рабочая программа

 

педагога-психолога на 2018 – 2019 гг.

(с изменениями и дополнениями на 01.09.2018)

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Деятельность педагога-психолога общеобразовательного учреждения охватывает все направления образовательно-воспитательного процесса и всех участников образовательного процесса. Рабочая программа педагога - психолога МКОУ «НСОШ» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Закон № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

2. Конвенция ООН о правах ребенка;

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях«»

4.Устав МКОУ «НСОШ».

5. Должностная инструкция педагога - психолога.

Цель: Создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде, и адекватному взаимодействию взрослого и ребенка, а так же создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.

Задачи:

1.   Раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и  воспитании;

 

2. Совершенствование благоприятных условий адаптации первоклассников к школе;

 

3. Консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;

 

4.Формирование Личностных Универсальных Учебных Действий;

 

5.Профилактика школьной и социальной дезадаптации;

 

6.Содействие созданию условий для формирования у подростков готовности к личностному и профессиональному самоопределению;

 

7.Выявление и оказание психологической помощи детям и подросткам с трудностями в обучении и общении;

 

8.Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

 

9.Организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;

 

10.Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;

 

11.Проведение профилактических мероприятий с целью повышения психологической толерантности  учащихся школы и работников педагогического коллектива;

 

12. Укрепление психологического здоровья педагогов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новогуровская средняя общеобразовательная школа» (далее – МКОУ «НСОШ») расположено по адресу: Тульская область, Алексинский район, пос. Новогуровский, ул. Школьная д. 19.

В своей деятельности МКОУ «НСОШ» руководствуется законодательством Российской Федераций, муниципальными правовыми актами, Уставом и другими локальными актами Общеобразовательного Учреждения.

МКОУ «НСОШ» обеспечивает обучение детей  в возрасте от 6 лет  до 18 лет. Всего числится на начало учебного года 283 учащихся.


Режим работы педагога-психолога

Режим работы педагога-психолога на 1 ставку – 36 часов в неделю, из них 18 присутственных, включающих в себя работу с детьми, педагогами и родителям и 18 часов методической работы.


Материально-техническое  обеспечение

Для построения грамотной работы педагога-психолога используются помещение  педагога-психолога, территория классов, методический кабинет.

Вид помещения.
Функциональное использование

Оснащение

Кабинет педагога-психолога

·       Индивидуальное консультирование родителей и педагогов

·       Проведение индивидуальной работы с учащимися (диагностика, коррекционно-развивающая работа)

·       Проведение групповых видов работ с учащимися (коррекционно-развивающие занятия)

·       Реализация организационно-методической деятельности

·      Рабочая зона педагога-психолога

·      Библиотека специальной литературы и практических пособий

·      Материалы консультаций, просветительской работы, диагностической и коррекционно-развивающей работы

·      Зона коррекции

·      Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы

·      Развивающие игры

·      Раздаточные и демонстративные материалы

          Кабинет  соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Этические принципы призваны обеспечить:

·         решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

·         защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;

·         сохранение доверия между психологом и клиентом;

·         укрепление авторитета психологической службы образования, среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

 

1. Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 14-летнего возраста).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

 

2. Принцип компетентности

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

 

3. Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

З. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

 

4. Принцип этической и юридической правомочности

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.

 

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации,раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобнаяинформация возможна только в сообщениях для специалистов.

2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

З. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

 

6. Принцип благополучия клиента

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочногоотношения к клиенту.

 

7. Принцип профессиональной кооперации
1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.


8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 14 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

3. Психолог должен информировать участников психологическойработы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.

Основные субъекты психологического воздействия:

·         Дети

·         Педагоги

·         Родители

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

·         Психологическая диагностика

Психодиагностическая работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества: изучение обращений к психологу, поступающих от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования); формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза); разработка рекомендаций.

·         Коррекционно-развивающая работа

Коррекционо-развивающая работа с детьми в периоды адаптации детей к школе, при переходе на новую ступень, при подготовке к итоговой аттестаци, а также с детьми нуждающимися в специализированной помощи. Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей, коррекция отклонений психического развития.

·         Организационно-методическая работа

Подготовка к различным видам практических работ; Обработка результатов мониторингов и диагностических мероприятий; Оформление кабинета психолога; Посещение окружных и районных семинаров и практикумов, курсов повышения квалификации; Заполнение журналов и оформление документации; Написание отчетов и заключений и пр.

·         Психологическое консультирование

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители. Цель: оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация школы.

Включает три направления:

1. Работа с учащимися.

2. Работа с родителями.

3. Работа с учителями.

I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).

II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:

- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.

III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка

·         Просветительская работа и профилактика
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа; выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Включает три направления:

1. Работа с учащимися.

2. Работа с родителями.

3. Работа с учителями.

I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

-Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;

-Просветительская работа  также направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.

II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
- Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- Просветительская работа направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

-Просветительская работа включает в себя выступления по теме педагогического совета; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
- Просветительская работа  направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.

 

Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное учреждение.

Основные этапы сопровождения:

·         готовность к обучению и адаптация в 1 классе;

·         переход в среднее звено;

·         подростковый кризис;

·         адаптация и профориентация в старшем звене.

 

 

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Цели, задачи, направления работы педагога-психолога ОУ


Цель:

Сохранение психологического здоровья учащихся, принятие и поддержка индивидуальности ребёнка, его интересов и потребностей, развитие эмоциональной сферы, раскрытие творческого, интеллектуального и нравственного потенциала учащихся, формирование навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

 

1. Психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через индивидуальную работу с педагогами, учениками, родителями.

 

2.Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.

 

3. Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов и родителей.

 

4.Содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе развития личности.

 

5.Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ.

 

6.Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье учащихся, а также развитии учащихся.

 

7.Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.


8.Помощь в составлении и написании программ ОУ, индивидуальных маршрутов детей.

 

 

Направления деятельности:

1.      Диагностическая деятельность;

2.      Коррекционно - развивающая деятельность;

3.      Организационно - методическая деятельность;

4.      Консультационная деятельность;

5.      Просветительская деятельность

 


 

 

Направления, виды и формы работы

Планируемые мероприятия

Категория

Сроки выполнения

Примечание

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Наблюдение за учащимися 1-х классов.

Наблюдение за учащимися 5-х классов.

 

Посещение уроков

Учащиеся начальных классов

Сентябрь

 

 

Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Групповое психологическое обследование

Учащиеся 2х-4х классов

Октябрь

Раз в два года

Изучение адаптационного периода учащихся 1 и 5 классов.

Выявление детей «группы риска».

 

- Наблюдение за детьми
-Тестирование учащихся(комплекс методик)


Учащиеся 1 и 5 классов

 

Октябрь


Изучение течения адаптации, выявление дезадаптированных детей, оказание психологической помощи

-Анкетирование родителей

- Анкетирование педагогов

Родители и педагоги

Анкетирование учащихся по теме «Школа глазами учащихся»

Изучить особенности восприятия учащимися обучения и времяпрепровождения в школе


5-9 классы


Ноябрь

 

Раз в 2 года

Диагностика уровня тревожности учащихся  9 и 11 классов


Тестирование


Учащиеся 9 и 11 классов


Декабрь

Выявление учащихся с повышенным уровнем тревожности, с целью оказания психологической поддержки

Диагностика готовности учащихся 9- х , 11-х классов к выбору профессии.

Тестирование и анкетирование

Учащиеся 9 и 11 классов

Январь

Определение готовности учащихся к выбору профессии



Выявление факторов риска развития кризиса и суицида у учащихся

1й этап – «Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска»
2й этап – Факторный личностный опросник Кеттела (модификация Ясюковой)



Учащиеся 7-11 классов



Декабрь-май



Предупреждение возможных социально-психологических проблем

Групповое профориентационное тестирование учащихся 9х, 11х классов

                           Профиль;

Матрица выбора профессии

Цель-средство-результат

Якоря карьеы



Учащиеся 9х,11х классов

 

Февраль

Формирование ответственного отношения к выбору профессии, расширение границ самопознания, раннее выявление профессиональных и познавательных интересов

Выявление интересов и склонностей «Карта интересов»


Тестирование


Учащиеся 8х классов


Февраль

 

Групповая диагностика психологической готовности учащихся 9-х, 11-х классов к сдаче ОГЭ, ЕГЭ


Анкета готовности к сдаче ЕГЭ (М.Ю. Чибисова)


Учащиеся 9х и 11х классов


Март

 

Диагностика готовности учащихся 4 класса к переходу в среднее звено


Тестирование

Учащиеся 4х классов

Апрель

 

Индивидуальная диагностика детей, поступающих в первый класс

Тестирование

Дети старшего дошкольного возраста

Май

 

Профориентация старшеклассников с помощью Метафорических Ассоциативных Карт «Дорога в профессию»

 

Индивидуальные консультации

 

 

Учащиеся 9-11 классов



В течение всего года

 

По запросу

Диагностика «трудных» детей, учащихся «группы риска»

Индивидуальное психологическое обследование

Учащиеся всех классов

В течение всего года

Предупреждение возможных социально- психологически х проблем

Исследование психоэмоционального состояния учащихся

Групповая и индивидуальная диагностика с помощью тестов и проективных методик

Учащиеся

В течение всего года

 

По запросу

Посещение уроков

Наблюдение за учащимися

Учащиеся

В течение всего года

Наблюдение за детьми и педагогами

Индивидуальное психологическое обследование по запросу

Тестирование, анкетирование, опрос, беседа, проективная диагностика

Учащиеся всех классов

В течение всего года

Предупреждение возможных социально- психологических проблем.

Групповые психологические обследования

Тестирование, анкетирование, опрос, беседа, проективная диагностика

Учащиеся всех классов

В течение всего года

Предупреждение возможных социально-психологических проблем

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Адаптационное занятие с первоклассниками на этапе первичной адаптации к школе

Групповые занятия

Учащиеся 1х классов

Сентябрь

Психологическое сопровождение детей, предупреждение дезадаптации

Адаптационное занятие для пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене

Групповые занятия

Учащиеся 5х классов

Сентябрь

Психологическое сопровождение детей, предупреждение дезадаптации

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1-ых классов с трудностями в процессе адаптации к школе


Групповые коррекционно-развивающие занятия


Учащиеся 1х классов


Ноябрь-декабрь

Психологическое сопровождение учащихся, помощь родителям, учителям, разработка рекомендаций, игр или упражнений для развития психических процессов

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 5х классов с трудностями в процессе адаптации к новым условиям обучения



Групповые коррекционно-развивающие занятия



Учащиеся 5х классов



Ноябрь-декабрь

Психологическое сопровождение учащихся, помощь родителям, учителям, разработка рекомендаций, игр или упражнений для развития психических процессов

Занятия с обучающимися 9Х, 11х классов по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ «Путь к успеху»

 

Комплекс групповых занятий

 

Учащиеся 9х, 11х классов

 

Февраль-Март

Психолого-педагогическое сопровождение ОГЭ, ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности, повышение стрессоустойчивости и уверенности в себе

Групповые занятия с обучающимися 4-х классов по подготовке к переходу в среднее звено

Формирование психологической готовности к обучению на второй ступени школы, преодоление возможной дезадаптации, активизация мотивационного и интеллектуального  потенциала детей

 

Учащиеся 4х классов

 

Апрель

 

Коррекционно-развивающие  занятия по коррекции и профилактике агрессивного поведения школьников, неуверенности в себе, застенчивости, тревожности и гиперактивности



 

Занятия по снижению уровня агрессивности,  неуверенности в себе, застенчивости, гиперактивности.

 

Учащиеся всех классов

 

В течение всего года

 

По запросу

Коррекционно-развивающие занятия с детьми с асоциальным поведением

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
Развитие коммуникативных и личностных качеств у детей «группы риска»


Учащиеся 2-8 классов

 


В течение всего года

 


По запросу

Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по коррекции психологических проблем у детей

Предупреждение и коррекция социально-психологических проблем

Учащиеся всех классов

В течение всего года

 

По запросу

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ознакомление с  планом работы школы на учебный год. Планирование работы психологической службы в соответствие с приоритетными направлениями учреждения

 

 


-

 

Сентябрь



Согласованность работы разных специалистов и администрации

Заключение соглашения с родителями о разрешении на работу педагога-психолога с учащимися


Ведение документации


Родители


Сентябрь

 

Составление и утверждение плана работы на 2017-2018 учебный год

Планирование мероприятий

-

Сентябрь

 

Подбор дидактических пособий для диагностических и развивающих занятий

Подготовка к индивидуальным и групповым коррекционно-развивающим занятиям

 

-

Сентябрь-октябрь

 

Участие в педагогических советах, родительских собраниях.

Просвещение и профилактика

Все субъекты образовательного процесса

В течение всего года

 

Оформление информационных стендов для педагогов и родителей

Подбор материала в соответствии с тематикой и др. особенностями

Все субъекты образовательного процесса

В течение всего года

 

Ведение журналов и другой отчетной документации

Ведение нормативной документации


-

В течение всего года

 

Подготовка к занятиям с детьми, подбор содержания, материалов


Выбор материалов для работы с детьми

 

-

В течение всего года

 

Заполнение карт психологического развития детей, индивидуальных маршрутов развития


Ведение нормативной документации


-


В течение всего года

 

Подбор и составление программы коррекционно-развивающих занятий, опираясь на результаты диагностики


Подбор материалов для работы с детьми. Обработка результатов исследования

 

-


В течение всего года

 

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Оказание профессиональной помощи педагогам и родителям в определении индивидуального подхода к ребенку в процессе учебно-воспитательной работы, в решении вопросов, связанных с развитием, воспитанием и обучением  детей.
Консультирование участников образовательного процесса по запросам.

 

 

- Индивидуальные и групповые консультации

-Выступления на родительских собраниях, методических объединениях

-«Почта доверия»

- Консультации по результатам диагностических обследований

 

 

Родители
Учащиеся
Педагоги

 

 

В течение всего года

 

 

По запросу

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОФИЛАКТИКА

Психологический практикум для учащихся. Беседы, уроки, классные часы, часы психологии и др.).

Повышение психологической культуры учащихся

Учащиеся всех классов

В течение всего года

По запросу

Психологический практикум для родителей.
Выступления на родительских собраниях, семейная гостиная, вечер вопросов и ответов, тренинг и др.)

Повышение психологической культуры родителей

Родители

 

В течение всего года

По запросу

Психологический практикум для педагогов.
Консультации, беседы, выступления на родительских собраниях, методических объединениях и педагогических советах, тренинги и др.

Повышение психологической культуры педагогов


Педагоги

В течение всего года

По запросу

 

ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Коротич А.Л. на 2018-2019 учебный год

День недели

Время

Вид деятельности

 

 

Понедельник

 

11-00-12-00

Индивидуальное психологическое обследование

12-00-12-30

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие

12-30-13-30

Групповое коррекционно-развивающее занятие

13-30-14-40

Групповое психологическое (скрининговое) обследование

14-40-15-10

Перерыв

 

 

Вторник

11-00-11-40

Индивидуальное психологическое обследование

11-40-12-40

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие

13-00-14-00

Групповое коррекционно-развивающее занятие

14-00-15-00

Консультация для учащихся (по запросу)

15-00-15-30

Перерыв

Среда

 

 

11-00-11-40

Индивидуальное психологическое обследование

11-40-12-40

Групповое коррекционно-развивающее занятие

12-40-13-40

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие

13-40-14-40

Просветительская деятельность

14-40-15-10

Перерыв

 

 

Четверг

 

12-00-12-30

Перерыв

12-30-13-00

Индивидуальное психологическое обследование

13-00-14-30

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие

14-30-15-20

Групповое коррекционно-развивающее занятие

15-20-16-10

Консультация для родителей

 

 

Пятница

11-00-12-00

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие

12-00-13-00

Экспертная работа

13-00-14-00

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие

14-00-14-30

Перерыв

Всего:

36 часов

Из них: 18 – работа с детьми, родителями, педагогами, 18-методическая работа.

 


 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Диагностическая и коррекционно-развивающая деятельность.

Младшее звено (6-10 лет):

v  успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;

v   повышение уровня учебной мотивации;

v  базовые способности к самопознанию и познанию других;

v  способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;

v  формирование положительного образа своего «Я»;

v  формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;

v  положительное отношение к самому процессу обучения и познания;

v  положительные отношения со сверстниками и учителями.

Среднее звено (11-15 лет):

v  способности и стремление к самопознанию и познанию других;

v  высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;

v  способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

v  адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;

v  стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;

v   осознание важности и смысла процесса обучения;

v  стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;

v  осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.

Старшее звено (16-18 лет):

v  способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

v   профессиональное и жизненное самоопределение;

v   умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;

v   стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;

v  стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;

v  психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;

v  активная и позитивная жизненная позиция.

Консультационная деятельность.

v  Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.

v  Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

Просветительская деятельность.

v  Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.

Организационно-методическая деятельность.

v  Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.

2.      Ахутина Т.В. Камардина И.О. Пылаева Н.М. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов , школьных психологов и родителей. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования.-М.:В.Секачев, 2017-57с.

3.      Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.

4.      Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.

5.      Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.

6.      Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.

7.      Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.

8.      Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.

9.      Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

10.  Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.

11.  Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.

12.  Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.

13.  Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.

14.  Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.

15.  Голубева Ю. А., Григорьева М. Р. и др. ФГОС Тренинги с подростками. Программы, конспекты занятий. Учитель.,2015.-196 с.

16.  Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.

17.  Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.

18.  Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.

19.  Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.

20.  Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.

21.  Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

22.  Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.

23.  Дмитриева Н.Ю. Кризисы детского возраста: воспитание подростков.Ростов н/Д: Феникс ,2015.-157 с.

24.  Дубровина И.В.  Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.

25.  Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.

26.  Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.

27.  Завгородняя М.В. Детская психокоррекция в играх.Ростов н/Д : Феникс,2017.-158 с.

28.  Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

29.  Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.

30.  Колесникова Г.И. Лучшие психологические тесты для школьного психолога.Ростов н/Д: Феникс, 2016.-147 с.

31.  Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.

32.  Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.

33.  Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.

34.  Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.

35.  Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.

36.  Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный  класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.

37.  Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа.-Изд.3-е, испр.- Волгоград:Учитель.-116 с.

38.  Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.

39.  Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.

40.  Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.

41.  Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.

42.  Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. –М.:АЙРИС-пресс, 2017 .-112 с. : ил.

43.  Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.

44.  Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.

45.  Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.

46.  Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно–методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2005 — 208 с., ил.

47.  Резапкина, Г. В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г. В. Резапкина. – Москва : Генезис, 2005 – 139, [1]с. – (Психология для жизни). – Библиогр. в конце кн. - ISBN 5-98563-036-6.

48.  Резапкина, Г. Уроки самоопределения : профориентационные занятия в 5–9 классах : задатки и способности / Галина Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". – 2008 – № 5 – С. 40-48

49.  Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.

50.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.

51.  Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.

52.  Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза :Уч.пособие.-7-е изд.-М.:Генезис, 2015.-474с.

53.  Семина И.К. Жизнь как чудо. Путешествие с Волшебным перышком. – СПб.: Речь, 2011.

54.  Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.

55.  Учебно-методическое пособие. Диагностика и коррекция развития детей младшего школьного возраста. Часть 2. – Уфа: ООО «Ривайвел», 2001.

56.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

57.  Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.

58.  Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.

59.  Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.

60.  Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.

61.  Чуричков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера-2. – СПб.: Речь, 2010.

62.  Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.

63.  Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

64.  Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы).Изд.2-е.-Волгоград: Учитель,2011.-167 с.

65.  Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993.

 

Дата последнего обновления страницы 14.10.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения